Выставка

Борис Мессерер

Живопись, графика, инсталляции
Государственный Радищевский Музей
15.07. - 21.08. 2016
1

O выставке

С 15 июля по 21 августа 2016 года в Историческом корпусе Радищевского музея экспонируется выставка Бориса Мессерера. Живопись, графика, инсталляция. Эта выставка — совместный проект Министерства культуры РФ, Саратовского Государственного музея им. Радищева и благотворительного фонда Семь Ветров.

Борис Мессерер (р. 15 марта 1933) — народный художник РФ, действительный член Российской Академии Художеств, академик, секретарь отделения художников театра и кино Академии Художеств, лауреат государственных премий РФ, член Союза художников, Союза театральных деятелей, Союза дизайнеров, Союза кинематографистов РФ, награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством», Орденом Почета, Орденом Дружбы, серебряной и золотой медалями Академии Художеств, высшей театральной премией «Хрустальная Турандот» и премией «Золотая маска».

Борис Мессерер — личность легендарная. Представитель знаменитой творческой династии, человек с уникальной родословной и не менее уникальной собственной творческой биографией. Сценограф, архитектор, монументалист, дизайнер, живописец, акварелист, офортист, книжный график. Участник множества выставок,в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Бостоне, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге… Его творческое наследие огромно, многолико и разнообразно. Он неустанно открывает себя в разных видах и жанрах визуального искусства от монументальной и станковой живописи, графики, театральной декорации до хеппенинга, перформанса и инсталляции, которой занялся уже на шестом десятке.

Мировую известность Б. Мессерер приобрел прежде всего как художник театральный. Он оформил более ста спектаклей, в России и за рубежом, многие из которых вошли в историю мировой сценографии, и явились новым словом в театрально-декорационном искусстве. Театр — точка отсчета, постоянная доминанта и внутренняя пружина его творческой деятельности. Театр повлек за собой сотрудничество с телевидением и кинематографом и повлиял на многолетнюю работу по оформлению выставок. Борис Мессерер был автором экспозиционных концепций множества престижных выставок, в том числе показанных в ГМИИ им Пушкина, среди которых знаменитые — «Москва-Берлин», «От Джотто до Малевича», «Шедевры Тициана из музеев Италии», выставки работ Пабло Пикассо, Уильяма Блейка, Сальвадора Дали и многих, многих других. Театр во многом определил своеобразие его станкового творчества, которое составляет основной массив мессереровского наследия, но в силу экспозиционных возможностей менее всего знаком широкой зрительской аудитории. Известный искусствовед Михаил Лазарев в предисловии к каталогу выставки в ГМИИ им А. С. Пушкина писал: «Художник демонстрирует искусство, которое благодаря своему новаторству, не только составило часть фундамента нашей культуры, но и повлияло на определенные направления ее развития». Нынешняя выставка первая персональная ретроспективная выставка художника на Волге. Она включает практически все темы и разделы выставки Бориса Асафовича, прошедшей в 2013 году в Третьяковской галерее и охватывает период с конца 60-х по 2000-е годы. Всего на выставке будет представлено около 90 работ. И это, пожалуй, самая значительная ретроспектива художника за пределами Москвы. Выставка дает возможность проследить эволюцию творчества художника, его эстетических пристрастий, новаций, технических предпочтений и взаимопроникновений разных видов его деятельности, раздвигающих жанровые и видовые границы, и составляющих особенности безошибочно узнаваемого языка его работ. Он из того мятежного поколения 60-х, которое пришло в изобразительное искусство, литературу, театр, дерзновенно меняя ригористический дух Советского искусства. Самые ранние живописные серии, представленные на выставке «Бухара», «Сванетия»», «Хива», «Прибалтика», созданы в русле передовых исканий 60-х. Большие живописные абстракции — «Ритмические композиции» относятся к концу десятилетия и представляют явление редкостное для отечественного искусства той поры. В них соединилась любовь к русскому авангарду и приемы монументальной практики художника, что явилось знаковым для творчества Мессерера. Его живописно-декоративные построения требовали пространства, и он обращается к крупноформатным холстам, что неразрывно связано со всей внутренней структурой произведений. Работы последующих лет неизменно тяготеют к стенам домов, зеркалу сцены, большим выставочным просторам и даже столь камерный вид искусства как офорт достигает невиданных размеров. Суровая сдержанность ранних станковых работ 60-х уже в следующем десятилетии сменяется повышенной декоративностью.

Работы из цикла «Балерины» (70-е) Композиции с предметами в интерьере (70-е, 80-е). представленные на выставке, отмечены повышенной зрелищностью, укрупнением масштабов, театральностью как художественным приемом. С середины 70-х Б. Мессерер увлекся печатной графикой, и главной его заботой становиться офорт. Обращение к этой технике столкнуло художника с необходимостью адаптировать ее к своим новым задачам. Со свойственным ему напором он принялся модернизировать станок и весь технологический процесс травления и печати, в результате чего родилась уникальная технология, не имеющая аналогов в мире, позволяющая работать с листами трехметровой длины. На выставке будут представлены работы из всех основных офортных циклов (70-е-2000-е) среди которых знаменитые «Танцы в стиле ретро», «Композиции с кувшинами и шаром» «Композиции с пилами и фрезами». Абстрактные композиции, офорты из цикла натюрмортов с ящиками, бутылками и керосиновыми лампами, которые предшествовали работе над знаменитой инсталляцией посвященной Венедикту Ерофееву. Инсталляция «Реквием по Венедикту Ерофееву» была удостоена серебряной медали на Всемирной выставке театрального искусства — Пражской Квадриеннале. Из многочисленных инсталляций созданных художником, на выставке в Саратове представлена инсталляция «Памятник жертвам сталинских репрессий». Еще одна область творчества Мессерера, которой он остается верен на протяжении многих лет — акварель. Акварельные портреты дорогих ему людей Майи Плисецкой и Беллы Ахмадулиной, пейзажи Тарусы — станут украшением и данной выставки.

Трудно найти второго человека, чье рождение и жизнь были бы окружены таким созвездием имен. Отец художника — Асаф Мессерер — блистательный артист балета, солист Большого театра, балетмейстер, реформатор и педагог воспитавший целую плеяду звезд балетной сцены. Мать — Анель Судакевич — знаменитая московская красавица, звезда немого кино. Сестра отца Суламифь Мессерер — солистка Большого театра, балерина, получившая орден Великобритании «за заслуги перед искусством танца» из рук Королевы Елизаветы. Кузина — великая Майя Плисецкая. Двоюродный брат Азарий много лет работает с балетом Мориса Бежара, Михаил-советский и британский артист балета, педагог, балетмейстер, ныне главный балетмейстер Михайловского театра в Петербурге. Супруга- большой русский поэт Белла Ахмадулина. Легендарная мастерская Бариса Асафовича на Поварской 20 на протяжении многих лет является центром притяжения подлинной творческой элиты со всего мира. Здесь бывали Василий Аксенов и Иосиф Бродский, Курт Воннегут и Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра и Генрих Белль. Владимир Высоцкий и Юрий Любимов…

Здесь, на уступах мессереровской мастерской родился свободный альманах «Метрополь». Фотографии из архива Мессерера, вошедшие в экспозицию, являются не только частью личной биографии художника, но и представляют сегодня историческую ценность.

  • Идея выставки: Николай Малыгин
  • Арт-куратор: Любовь Яхонтова
3

Партнёры проекта

  • Государственный Радищевский Музей