Выставка

И корабль плывёт

Графика, объекты и инсталляции Алексея Шилова и Стаса Азарова
Дом-музей Павла Кузнецова
16 - 24 05.2015
1

В начале был корабль...

Просто, корабль — как символ реки, объединяющей два наших города, как образ, наиболее часто встречаемый в творчестве нынешних экспонентов, как многозначный символ, прошедший через всю мировую культуру, где каждая эпоха находила новые его смыслы. Но этот проект не о великой русской реке и не о кораблях, все реже бороздящих ее просторы, хотя, наверное, и об этом тоже. Это своеобразный «аллювиальный» (нанесенный рекой, образованный речными отложениями) образ сложного, парой парадоксального и абсурдного сегодняшнего мира, в котором человечество переживает не просто смену парадигм, а некий цивилизационный сдвиг, стремительно меняющий все вокруг, по-новому расставляя акценты между реальностью и вымыслом, между реальной и виртуальной жизнью в которую мы все больше погружаемся. Меняет представления о времени и пространстве, меняет язык и роль искусства…

Само название экспозиционного проекта, конечно же, аллюзия на название знаменитого фильма великого мистификатора Федерико Феллини, откровенно забавлявшегося созданием ненастоящей реальности, беззастенчиво игравшего в иллюзии и придуманные грезы, разрушившим всякую границу между вымыслом и действительностью – и этим он близок нашим авторам. Фильм Феллини — символическая притча о гибели старого мира и прежней культурной традиции, тема не утратившая своей актуальности с конца позапрошлого века. Фильм Феллини подытожил поиски самого маэстро и обозначил пути выхода к новым эстетическим горизонтам. Не стоит, конечно, искать буквальных параллелей между фильмом и нашим проектом, они вне реальных воплощений. Однако, аллюзии рождаются сами собой. Если для Феллини пассажиры корабля «Глория Н» — бизнесмены, аристократы, оперные певцы, гротескные персонажи-маски, преисполненные шутовства и дурашливости, сербские борцы за свободу и влюбленные носороги в трюме символизировали Ноев ковчег, то для нас, скорее, ту сегодняшнюю ситуацию в искусстве, напоминающую вавилонское столпотворение, то культурное поле, частью которого является и наш проект.

Станислав Азаров и Алексей Шилов хорошо известны московской и волгоградской публике своими станковыми работами в технике офорта, которым занимаются по сей день, к удовольствию любителей и собирателей этого вида графики. И как оперные арии Верди на борту плывущего корабля Феллини, эти традиционные графические листы, по-прежнему, трогают душу.

Начиная с 2005 года, Станислава Азарова и Алексея Шилова все больше привлекает работа над концептуальными проектами, реализованными, в основном, на различных московских площадках. Не отказываясь от родовых особенностей печатной графики, они стремятся к синтезу современного концептуализма и пластике станковых форм, балансируя на острие традиций и новаций, привлекая зрителей неожиданностью выдумки и парадоксальностью фантазии. Также как и изысканная игра в похороны праха оперной дивы в фильме Феллини натыкается на реальность – австро-венгерский военный корабль, так и в работах Азарова и Шилова две реальности сталкиваются уже в станковой серии Азарова «Город слонов» и продолжаются в недавнем проекте «Диалоги с Джузеппе». Это столкновение происходит не на повествовательно уровне, а на пластическом — листы графики включают оттиски реально существующих предметов: полосок металла, кожи, сетки, проволоки, ниток и т.д. Наделяя новыми свойствами, реальные предметы художники придают им новое место в мироздании, не исключая символических глубин и художественной формы.

Взаимодействие штриха, линии, пятен, фактур, создает пластическую драматургию не менее захватывающую, чем любая сюжетная линия. Предметы открывают свой скрытый смысл, наделяются чертами живых существ, хранящих память о прошлых воплощениях. Плоский линейный рисунок превращается в реальный трехмерный объект из сварного металла, матрица для печати становится самостоятельным произведением, а оттиски с нее проецируются в неожиданных, окружающих нас будничных материалах – паралоне, лаваше, утеплителе. Дверца старой тумбочки, старый стул превращаются в печатную форму и одновременно становятся самостоятельным предметом искусства. Столкновение реального предмета и фантазии рождают некий конструкт, недоступный непосредственному наблюдению.

В экспозицию включены работы разных лет, созданных для таких проектов как «Углы», «Предметные сны», «Настенная книга», «Диалоги с Джузеппе», «Город Слонов», «Тотальный офорт», «Пространство гипертекста» и объектов, сделанных специально для этой выставки. Давая возможность некой ретроспекции, этот проект синтезирует и развивает образные и пластические идеи, сформулированные в предыдущих работах. Соседство классического офорта с реанимированной техникой резерважа, коллажами, монотипией в пространстве одного листа, пространственные объекты сотворенные художниками и реальные предметы, утратившие привычное предназначение – создают иное смысловое поле. Авторы стирают границы между искусством и подлинным миром, и это парадоксальное смешение и смещение создает увлекательное зрелище, наполняя пространство новой энергетикой, привлекая концептуальной, образной составляющей и техническими экспериментами, подчеркивая чарующую фантазию творчества… И корабль плывет!

  • Арт-куратор: Любовь Яхонтова
4

Кураторы выставки

Антон Вальковский
Антон Вальковский
Антон Вальковский
6

Партнёр проекта

  • Государственный Радищевский Музей