Завен и Нина АршакуниКоллекция Фонда недавно пополнилась картинами замечательного художника Завена Аршакуни (1932-2012гг). Это работы «Сванский дворик» (1987 г.), «Поклонение волхвов» (2004 г.), «Вербное воскресение» (2004 г).
– Занимаясь преимущественно творчеством художников Нижнего Поволжья, мы, тем не менее, не ограничиваем себя исключительно местом проживания интересных нам мастеров современной российской живописи, – говорит учредитель фонда «Семь ветров» Николай Малыгин. – Главный принцип формирования коллекции: произведения второй половины двадцатого века и начала двадцать первого века. И, в основном, художников, не вписывающихся в русло официально признанного искусства.
Завен Петросович Аршакуни – один из самых известных и узнаваемых художников Санкт-Петербурга этого периода (с привязкой ко времени точнее будет сказать – Ленинграда). Он родился в армяно-русской семье в Ленинграде в 1932 году. Из довоенного детства в памяти художника сохранились долгие поездки с мамой на трамвае. Старые трамваи и невские буксиры впоследствии стали героями многих его картин.
В блокаду Ленинграда потерял родителей: мать умерла от голода, отец погиб на защите города. А он, девятилетний, ушел из дома, потому что догадался, что сосед с соседкой задумали его съесть. Он пошел к своей учительнице. И та его спасла. Выехал из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни» вместе с детским домом. Когда детский дом прибыл в деревню Угоры Костромской области, для малышей создали кружок рисования и лепки. Самым талантливым из детей оказался Завен, и ему подарили коробочку акварельных красок. В детском доме его находит дядя и увозит в Ереван. В Армении маленький художник постоянно рисует блокаду и войну, но, став взрослым, больше никогда к этой теме не вернется. Прожив полтора года у родственников, он поставил им ультиматум: отпустите в Ленинград или убегу.
В 1946—1953 годах учился в средней художественной школе при Российской Академии художеств. По окончании поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который окончил в 1961 году с присвоением квалификации художника живописи.
С 1961 года начинает принимать участие в выставках, в том числе в выставках группы художников «Одиннадцать», проповедующих отход от излишней строгости советской идеологии. Они обращаются к раскрепощенной живописной манере, к свободным лирическим пейзажам и натюрмортам. Завен Аршакуни привнес в пейзажи родного Питера яркие краски Армении, хотя практически в Армении и не жил.
Аршакуни – один из наиболее ярких представителей «левого ЛОСХа». Он не мог и не хотел вписываться в официальные рамки советского искусства, за что его картины неоднократно снимали с выставок члены обязательных по тем временам идеологических комиссий. Со скрипом он был принят в Союз художников, но это дало право независимо работать у себя в мастерской, не попадая под статью «тунеядец».
Его критикуют за излишнюю яркость и театральную условность. На всех союзных выставках работы Завена Аршакуни всегда выделялись из общего строя. Его Ленинград совершенно не похож на стандартный образ суровой и героической колыбели революции. Также неформально художник обращается и к библейским сюжетам, часто помещая действие в современный интерьер. Своеобразие созданного им мира бесспорно и очевидно.
В одном
из интервью он так ответил
на вопрос о наличии у него учеников: «Нет, потому что
я сам учусь.
Как я могу учить
кого-то, когда каждый холст — это всегда заново, Я боюсь привычек. Потому что это
та же школа,
та же Академия, только личная.
А когда много пишешь, повторяешься быстрей». Состояние, когда зарождался новый замысел,
он описывал так: «Беспокойство возникает, начинает
чего-то тебя волновать, беспокоить…»
За несколько лет
до смерти Завен Аршакуни был зверски избит
на улице около дома
какими-то отморозками, после чего начались для него долгие муки: постепенно отказывали ноги, зрение, речь.
Но
он сам называл себя счастливым человеком,
и поэтому посмертная выставка (к 80-летию художника) была названа «О радости земной…»
Работы Завена Аршакуни приобретены около сорока музеями мира.
В их числе – Русский музей, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Музей современного искусства Петера Людвига (Кёльн), Стейделик Музеум (Амстердам), художественные музеи Дрездена
и Лейпцига.