Шестидесятые и семидесятые годы — весьма интересный период для ленинградского авангарда. Наряду с жесткой зашоренностью и регламентированностью официального искусства, была совершенно своя жизнь, со своими музыкантами, поэтами и художниками работавшими для себя и узкого круга друзей, без перспектив широкого признания.
Уже в 1960 в этот мир пришёл 18-летний Михаил Шемякин, юный, но уже состоявшийся художник. Абсолютно далекий от политики и отрицания реалий дня, непрерывно работающий над своим творчеством, Шемякин в самые сжатые сроки заслужил авторитет и признание. Это и стало причиной интереса надзорных органов к его творчеству. За 10 лет, до 1971-го, скопившиеся материалы дознания жестко поставили вопрос: сажать пожизненно в дурку или… В качестве «или» появилось предложение 50-ти долларов и билета до Парижа. Лучшее на тот момент предложение от КГБ. Так появился первый вынужденный русский эмигрант от искусства волны 60-х.
В экспозиции, которая будет открыта для посетителей до 1 мая ‒ работы, созданные Михаилом Шемякиным в 60-е годы. Среди них — три ранние работы художника из коллекции Фонда «Семь ветров».
Куратор выставки, коллекционер Исаак Кушнир, собрал работы из частных коллекций этого периода. Всего около 50 произведений. Надо сказать, что при высылке из Советского Союза художнику не разрешили взять с собой ни одной картины, они остались в Ленинграде, и судьба многих до сих пор неизвестна. Исаак Кушнир так сказал о проведенном им поиске: «Каждый художник любит то, что делает сейчас, а юношеские работы считает экзерсисами, подготовительной историей. Для меня же 1960-е годы – самые интересные и замечательные. Уже тогда Михаил Шемякин был фантастическим тружеником. Ленинградский натюрморт, городской пейзаж, портреты друзей и знакомых, иллюстрации к произведениям мировой литературы стали каноническими. Дух времени передан в них с такой пронзительной и щемящей силой, что по праву эти произведения можно считать документом эпохи 1960-х и предвестником более крупных работ Шемякина».
Интересно решено оформление выставки: стены заняты фотографиями из ленинградской мастерской Михаила Шемякина. Это натурщицы и друзья Михаила, его любимые музы и виды из окон мастерской на Загородном проспекте. Смелый и нестандартный подход к формированию выставки – скорее дружеский, нежели музейный – придал ей особое очарование и свежее восприятие для гостей.
«Он был тогда весь какой-то чужой, другой, отброшенный… – вспоминает друг Михаила Шемякина, художник и коллекционер Антон Васильев. – Но, он создал свой мощный мир, который был настолько сильный, что привлекал к себе других художников, создавалась группа, и какой-то дух появлялся, не просто в одном человеке бурлило, а что-то появлялось и очень широко распространялось».
В изгнании Михаил Шемякин не верил, что сможет вернуться на родину. Теперь его картины ‒ в мировых и российских музеях, а созданные им памятники ‒ на городских улицах Европы, Америки и России, в том числе Петр I в Петропавловской крепости.
Кстати, главной целью создания Центра Михаила Шемякина является творческое содействие начинающим авторам и уже известным художникам. При создании его в 2002 году Михаил Шемякин руководствовался стремлением внести свой вклад в развитие культуры и искусства современной России.