Vyatkin Gleb MikhailovichVyatkin Gleb Mikhailovich
Gleb Vyatkin SIgnatureGleb Vyatkin
1

About the artist

Gleb Mikhailovich Vyatkin was born on May 30, 1934 in Perm in the family of the sculptor and painter Mikhail Aleksandrovich Vyatkin.

In 1955, Gleb Vyatkin graduated from the Perm Musical College with a degree in violin, then he performed as a violinist in various chamber ensembles. In 1961, he entered the monumental department of the Leningrad Higher Art and Industrial School named after. V. I. Mukhina, successfully completes his studies in 1966 and returns to his hometown. Over the next two years, Gleb Vyatkin creates a number of monumental works in Perm and the cities of the Perm region – sgraffito on the facade of the Perm Regional Library, sgraffito in the Uralochka restaurant, a mosaic on the facade of a cinema in the city of Krasnokamsk and a number of other works. The modernist works of the young artist did not find understanding among the leadership of the Perm branch of the Union of Artists and in search of a more lively creative environment in 1968 Gleb Vyatkin moved to Volgograd.

In Volgograd, Gleb Vyatkin also faces rejection of his work by the leadership of the regional branch of the Union of Artists. Over the next twenty years, he receives only a few minor contracts for monumental works in Volgograd, and the artist’s paintings and drawings are not accepted to any of the official exhibitions of the Union of Artists and are not exhibited publicly. During this period, in collaboration with other artists, Gleb Vyatkin works on monumental objects in the Moscow region, Izhevsk, Kazan, Syzran and other cities, continues to paint and draw, studies Eastern philosophy, Zen Buddhism and yoga, travels to the Central Asian republics of the USSR . Many paintings of this period have been lost, some of them were destroyed by the author himself.

In 1976, Gleb Vyatkin met with the Italian artist Ernesto Treccani in Volgograd. After this meeting, Treccani wrote the following in his diary:

Portrait of Gleb. I met Gleb when I was in Soviet Russia. Gleb is an artist-philosopher, a bit of a magician. Playing the violin. Serious Master. Committed to freedom between people and in painting. His art is monumental. More physical than schematic. Excellent engraver. Painter of a wide palette. Friend of Italy. Citizen of the world.

Gleb Vyatkin receives an invitation from Ernesto Treccani to pay a creative visit to Italy. This trip took place in 1977 and became for the artist a “meeting with himself.”

In the following years, Gleb Vyatkin created a large number of works of various genres and wrote the first of his Quartets, large paintings with various interpretations of a single plot, which Gleb Vyatkin would repeatedly refer to in the future.

The works of Gleb Vyatkin arouse great interest among the foreign public and are warmly received by foreign colleagues and critics. However, the first personal exhibition of Gleb Vyatkin in the USSR took place only in 1989, when the artist was already 55 years old. This show was held in the exhibition hall of the Volgograd Union of Artists and caused a deep misunderstanding not only among the administrators of the Union of Artists, but also among the majority of the public. The recognition of the artist abroad during these years contrasted sharply with the complete rejection of his work at home.

In 1990, Gleb Vyatkin’s works were included in the 50 Years of Soviet Art expositions in Barcelona and Madrid. Vyatkin’s works were put by the curators of the exhibition on a par with the works of Kandinsky, Larionov, Drevin, Rodchenko, Lentulov, Falk, Andronov, Yegorshina, Lubennikov and other most significant artists of the Soviet era. In the same year, Gleb Vyatkin received an invitation to take part in the art project “Murales a Cibiana-di-Cadore” in Italy, where he created the mural “Motherhood” (“Signora della Cime”) received a special award, and the artist himself – the status of an honorary citizen of the commune of Cibiana di Cadore.

After 1991, Gleb Vyatkin finally finds recognition in Russia. The artist participates in more than a hundred exhibitions – both in Russia and abroad – in Italy, Germany, Great Britain, Spain and the USA. In the late 1990s and early 2000s, Gleb Vyatkin created his most significant works: “Pilgrim”, “Susanna and the Elders”, “Venus and Cupid”, “Lovers”, “Big Nude”, “Halley’s Comet” and several variants of his “Quartet”. In 2009, Gleb Vyatkin wrote the biblical cycle “The Passion of the Lord”: “The Kiss of Judas”, “The Scourging”, and “Carrying the Cross”.

In the 2000s, large-scale retrospective exhibitions of the artist are held, the artist’s works are exhibited at international art auctions and included in museum and private collections. Gleb Vyatkin was actively engaged in painting until his death at the age of 87 on March 28, 2021.

 

3

Exhibitions

Solo Exhibitions

Show more

Group Exibitions

  • 2014
    "Uryupinsk… Moscow... Paris... 20 years of Volgograd plein-airs" (Volgograd, Russia)
  • 2014
    "Through the time. Nostalgic walks through the disappearing cultural landscape" (P. Zverkhovsky, G. Vyatkin, V. Babin, A. Bukh, V. Dynnikov and V. Lukka) Central House of Artists (Moscow, Russia)
  • 2013
    Petr Zverkhovsky and Gleb Vyatkin. "Great-grandchildren of the Jacks. Artist. Fate. Time" Central House of Artists (Moscow, Russia)
  • 2012
    "Who knows - eternity or just a moment…" Central House of Artists (Moscow, Russia)
  • 2011
    "Art returns to Perm" (together with Sandor Zicherman and Vitaly Petrov) (Perm, Russia)
  • 2011
    "Yesterday, Today and Tomorrow" Central House of Artists (Moscow, Russia)
  • 2011
    "Artist. Fate. Time" Central House of Artists (Moscow, Russia)
  • 2009
    XIV Art-Manezh Manezh (Moscow, Russia)
  • 2007
    ArtGraph New Manezh (Moscow, Russia)
  • 2007
    The First Moscow Art Festival Manezh (Moscow, Russia)
  • 2006
    "Urbi et Orbi" Info-Space Exhibition Center (Moscow, Russia)
  • 2006
    "The crossroads of centuries. Versions" Central House of Artists (Moscow, Russia)
  • 2006
    "The Spot. The Figure. The Subject. The State" Central House of Artists (Moscow, Russia)
  • 2005
    "From light to color" Central House of Artists (Moscow, Russia)
  • 2005
    "Through the space and time" Central House of Artists (Moscow, Russia)
  • 2021
    IV Art Salon "The best art galleries" Info-Space Exhibition Center (Moscow, Russia)
  • 2004
    II Art Salon "The best art galleries" Info-Space Exhibition Center (Moscow, Russia)
  • 2003
    Eros VDNKH (Moscow, Russia)
  • 2003
    Art Lux (Moscow, Russia)
  • 2003
    "Cultural Roadside Picnic" Central House of Artists (Moscow, Russia)
  • 2001
    International Art Salon Central House of Artists (Moscow, Russia)
  • 1996
    Group exhibition of Russian artists (Cleveland, USA)
  • 1990
    50 Años de Arte Soviético (Madrid / Barcelona, Spain)
  • 1990
    Exhibition of Russian Art (Paris, France)
  • 1989
    "Murales di Cibiana" (Cibiana di Cadore, Italy)
Show more

Глеб ВяткинФотография художника
Глеб Вяткин. Фотография художника
Глеб ВяткинПодпись художникаГлеб Вяткин. Подпись художника
1

O художнике

Глеб Михайлович Вяткин родился 30 мая 1934 года в городе Пермь в семье скульптора и живописца Михаила Александровича Вяткина.

В 1955 году Глеб Вяткин окончил Пермское музыкальное училище по классу скрипки, после чего выступал в составе различных камерных коллективов. В 1961 году — поступает на монументальное отделение Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, успешно завершает обучение в 1966 году, после чего возвращается на свою родину — в Пермь. В течение двух последующих лет Глеб Вяткин создает ряд монументальных произведений в Перми и городах Пермской области — сграффито на фасаде Пермской краевой библиотеки им. Максима Горького, сграффито в ресторане «Уралочка», роспись интерьера салоне «Элегант», мозаику на фасаде кинотеатра «Родина» в городе Краснокамске и ряд других работ. Модернистские пластические искания молодого художника не находят понимания у руководства пермского отделения Союза художников и в поисках более живой творческой среды в 1968 году Глеб Вяткин переезжает в Волгоград.

В Волгограде Глеб Вяткин также сталкивается с неприятием своего творчества со стороны руководства регионального отделения Союза художников. В течение последующих двадцати лет он получает в Волгограде только несколько незначительных заказов на монументальные работы (основная художественная специальность), а живопись и графика художника не принимаются ни на одну из официальных выставок Союза художников и не выставляются публично. В этот период, в соавторстве с рядом коллег, Глеб Вяткин выполняет работы на монументальных объектах в Подмосковье, Ижевске, Казани, Сызрани и других городах, продолжает заниматься живописью и графикой, изучает восточную философию, дзен-буддизм и йогу, совершает путешествие по среднеазиатским республикам СССР. Многие живописные работы этого периода утеряны, часть из них уничтожил сам автор.

В 1976 году в Волгограде происходит встреча Глеба Вяткина с итальянским художником Эрнесто Треккани, после которой Треккани записал в своём дневнике следующее:

Портрет Глеба. Познакомился с Глебом, когда был в Советской России. Глеб — художник-философ, немного маг. Играет на скрипке. Серьёзный мастер. Привержен свободе между людьми и в живописи. Его искусство монументально. Более телесно, чем схематично. Уверенный гравер. Живописец широкой палитры. Друг Италии. Гражданин мира.

Глеб Вяткин получает от Эрнесто Треккани приглашение посетить Италию с творческим визитом. Эта поездка состоялась в 1977 году и стала для художника «встречей с самим собой». Как считал сам художник, именно в этом году и в этой творческой поездке началась его живопись.

В последующий период Глеб Вяткин создаёт большое количество разножанровых произведений и пишет первый из своих «Квартетов» — крупных живописных полотен с различными трактовками единственного сюжета, к которому Глеб Вяткин будет обращаться в дальнейшем неоднократно.

Работы Глеба Вяткина вызывают большой интерес у зарубежной публики и тепло принимаются зарубежными коллегами и критиками. Однако, первая персональная выставка Глеба Вяткина в СССР состоялась только в 1989 году, когда художнику было уже 55 лет. Эта выставка прошла в выставочном зале Волгоградского Союза художников и вызвала глубокое непонимание не только у администраторов Союза художников, но и у большей части посетившей выставку публики. Признание художника за рубежом в эти годы резко контрастировало с полным неприятием его творчества на родине.

В 1990 году работы Глеба Вяткина были включены в экспозицию «50 лет советского искусства», показанную в Барселоне и Мадриде. Произведения Вяткина были поставлены кураторами выставки в один ряд с произведениями Кандинского, Ларионова, Древина, Родченко, Лентулова, Фалька, Андронова, Егоршиной, Лубенникова и других, наиболее значимых, художников советской эпохи. В том же году, Глеб Вяткин получает приглашение принять участие арт-проекте «Murales a Cibiana-di-Cadore» в Чибьяна-ди-Кадоре (Италия), где создаёт фреску «Материнство» («Signora della Cime»), которая получает специальную награду, а сам художник — статус почётного гражданина коммуны Чибьяна-ди-Кадоре.

После 1991 года, Глеб Вяткин находит, наконец, признание и в России. В последующие годы художник участвует в более чем ста выставках — как в России, так и за рубежом — в Италии, Германии, Великобритании, Испании и США. В конце 1990-х и начале 2000-х годов художник создает свои наиболее значимые работы: «Пилигрим», «Сусанна и старцы», «Венера и Амур», «Влюбленные», «Большая обнаженная», «Комета Галлея» и несколько вариантов своей программной композиции «Квартет». В 2009 году Глеб Вяткин пишет библейский цикл «Страсти Господни»: «Поцелуй Иуды», «Бичевание», «Несение Креста», «Стражники, разыгрывающие в кости одежды Христа».

В двухтысячные годы проходят масштабные ретроспективные выставки художника, организованные благотворительным фондом Семь Ветров, работы художника появляются на международных художественных аукционах и включаются в собрания государственных музеев и частные коллекции. В 2013 году работы Глеба Вяткина и Петра Зверховского становятся частью выставочного проекта «Бубновый валет. Постскриптум», в рамках которого было создано единое художественное пространство, состоящее из работ Зверховского / Вяткина и произведений участников художественного объединения «Бубновый валет» — Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Роберта Фалька, Аристарха Лентулова и Александра Куприна.

Художник продолжал активную творческую работу вплоть до своей кончины, которая наступила 28 марта 2021 года в возрасте 87 лет.

3

Выставки

Персональные выставки

Показать ещё

Групповые выставки

  • 2014
    "Урюпинск… Москва… Париж… 20 лет волгоградских пленэров" (Волгоград, Россия)
  • 2014
    "Сквозь время. Ностальгические прогулки по исчезающему культурному ландшафту" ЦДХ (Москва, Россия)
  • 2013
    "Правнуки валетов. Художник. Судьба. Время" ЦДХ (Москва, Россия)
  • 2012
    "Кто знает — вечность или миг…" ЦДХ (Москва, Россия)
  • 2011
    "Искусство возвращается в Пермь" (совместно с Шандором Зихерманом и Виталием Петровым) (Пермь, Россия)
  • 2011
    "Вчера. Сегодня. Завтра" ЦДХ (Москва, Россия)
  • 2011
    "Художник. Судьба. Время" ЦДХ (Москва, Россия)
  • 2009
    XIV Арт-Манеж Манеж (Москва, Россия)
  • 2007
    Худграф МГВЗ Новый Манеж (Москва, Россия)
  • 2007
    1-й Московский фестиваль искусств Манеж (Москва, Россия)
  • 2006
    "Urbi et Orbi" МИВЦ Инфо-Пространство (Москва, Россия)
  • 2006
    "Перекресток столетий. Версии" ЦДХ (Москва, Россия)
  • 2006
    "Пятно. Фигура. Предмет. Состояние." ЦДХ (Москва, Россия)
  • 2005
    "От цвета к свету" ЦДХ (Москва, Россия)
  • 2005
    "Сквозь пространство и время" ЦДХ (Москва, Россия)
  • 2021
    IV салон искусств "Лучшие художественные галереи" МИВЦ "Инфо-Пространство" (Москва, Россия)
  • 2004
    II салон искусств "Лучшие художественные галереи" МИВЦ "Инфо-Пространство" (Москва, Россия)
  • 2003
    "Эрос" ВДНХ (Москва, Россия)
  • 2003
    Art Lux (Москва, Россия)
  • 2003
    "Пикник на культурной обочине" ЦДХ (Москва, Россия)
  • 2001
    Международный художественный салон ЦДХ (Москва, Россия)
  • 1996
    Групповая выставка русских художников (Кливленд, США)
  • 1990
    50 лет советского искусства (Мадрид / Барселона, Испания)
  • 1990
    Выставка русского искусства (Париж, Франция)
  • 1989
    "Стены Чибьяна" (Чибьяна-ди-Кадоре, Италия)
Показать ещё