Мы рады сообщить о том, что 10 февраля 2023 года в выставочном зале Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М.Горького состоялось открытие экспозиции Азарский словарь, подготовленной нашим фондом совместно с сотрудниками Горьковской библиотеки.
На выставке представлены буквы и слова, буквари и словари, арт-буки и отдельные листы печатной графики художника Станислава Азарова и учениц его мастерской — Варвары Шилихиной, Алисы Кочкиной и Арины Василевской, созданные в прошлом и уже нынешнем году.
Тема проекта Азарский словарь — художественная интерпретация знаковых систем буквенных (и не-буквенных) букварей и словарей в формате артбука — уникальной книги, созданной художником и существующей в единственном экземпляре. Название проекта никак не связано с известным романом Милорада Павича (за исключением того, что мы провели этот проект в Волгограде, т.е. в той самой локации, в которой давным-давно существовала полумифическая Хазария). Содержательно, наш проект имеет значительно большую внутреннюю связь с другим романом Павича (Пейзаж, нарисованный чаем) и с фамилией самого художника Азарова. Что и так очевидно.
Основу выставки составляют семь артбуков, шесть из которых являются книгами-гармошками (leporello, plissée), а одна — массивным объектом из медных пластин. Первый артбук Станислава Азарова КНИГА НИЧЕГО — это манифест, подобный художественным манифестам 1910-20 гг., вернувшимся к нам спустя столетие. В нём нет, однако, ноты бог умер, в нём — поиск и сомнение, дающие надежду. Азбуки Алисы Кочкиной (ABC и АЗБУКА) — ритмические гармонии цвета, формы и фактуры буквенных последовательностей двух алфавитов. Кириллическая АЗБУКА имеет дополнительный слой образов-ассоциаций, превращающий азбуку в шараду (что для кириллицы правильно и верно). Объектная интерпретация мрачной антиутопии Харлана Эллисона (У меня нет рта, но я должен кричать), потребовала от Варвары Шилихиной открытого травления меди хлорным железом, холодной штамповки и привела к возникновению СКРИЖАЛЕЙ того мира, в котором единственным разумным существом является суперкомпьютер, такой же бесчеловечный, как и его создатели. В артбуках Арины Василевской не используются буквы, она создаёт секвенции смыслов из листьев, флоральных элементов и последовательно разбиваемого стекла. Книга БИО — художественная интерпретация стихотворения поэта-символиста Фёдора Сологуба, написанного в 1900-м году, ХРУПКОСТЬ — очень смелая и искренняя работа, посвящённая тому, как именно разрушаются предметы и человеческие отношения.
Выставка продлится до начала марта, вход бесплатный.